активити об активити
форум активити

для писем: mailbox@activity.ru


плотПлот / Сплав на плоту по Дону

Чувствовал я себя глупо. Не так, как будто бы стоишь посреди многолюдной улицы, скажем, в шортах зимой. А скорее, как будто ты, школьник еще, спас котенка из-под машины, и все вокруг хвалят тебя, говорят какой ты хороший и правильный, а ты и не знаешь что сказать и как теперь с этим зверем поступить. Хотя, конечно, никого я не спасал, а даже наоборот — убил. Да, да, выследил, поймал и убил самую большую рыбину в своей жизни. Я стоял на краю плота, в правой руке, на крючке безмена, я держал сома, левой — обнимал жену, а головой я вертел в разные стороны и выражал различные эмоции. Целью экспозиции было, естественно, групповое фото на плоту, в стиле "Диалогов о рыбалке".

У нас все путешествие на плоту стоял мангал. На нем и приготовили рыбину.
Было около шести часов утра, но все уже проснулись и ходили по палубе, потому что на пятнадцатой минуте схватки со своей добычей, в тот самый момент, когда над водой в первый раз показалась сомья пасть, я начал звать на помощь, и дозвался. Но это скорее финал всей этой истории с сомом. Точнее, финалом было нежное сомье филе, обжаренное на углях, прямо на палубе плота. Которое, кстати, ни капли не пахло ни тиной, ни лягушками.

* * *

На Дон мы приехали отдыхать. Неспешно сплавляться на плоту по реке, дрейфовать вниз по течению, наслаждаясь тишиной, рекой, солнцем, рыбалкой, копченой рыбой, песнями под гитару и много чем еще. Да не просто на плоту из нескольких бревен, связанных бечевочкой, а на большом комфортабельном лайнере. К тому же, мы решили сделать плот своими руками. Изготовление плота, этого гигантского плавучего сооружения, по всем расчетам, должно было занять буквально одни выходные. Но, благодаря множеству неблагоприятных обстоятельств, за выходные мы успели разве что разгрузить гору пиломатериалов для строительства плота и сколотить козлы. Дальше все было еще хуже: адовое пекло мешало и пилить, и строгать, и вообще жить. Чтобы сделать плот мы вставали ни свет ни заря и носили, катали, пилили, сверлили и сколачивали. Без конца.

Наступил час "ха", когда приготовления к сплаву на плоту завершились. Наконец-то мы могли оттолкнуться от берега и начать наслаждаться медленно меняющимися речными пейзажами. И мы оттолкнулись... За первый час спуска на плоту по Дону мы успели согнать с местного пляжа мирно купающихся аборигенов, порвать несколько донных удочек, сходить на таран плотом лодки мирно спящего посередине реки рыбака, и, в конце концов, пристать на пустынном пляжике в пяти сотнях метров ниже по реке.

в начале сплава на плоту был дан гудок

Фото здесь неспроста. В этом месте рассказа должно быть написано, как сначала был дан сигнал к старту сплава на плоту, чтобы все разбежались, потом мы отчалили, а в конце было шампанское. Но как видно на фото, скорость плота уже выше нуля, шампанское кончается, а сигналы наоборот начинаются. Ну да ладно.

А еще, в порядке лирического отступления, могу дать совет. Если вам когда-нибудь приспичит построить что-то большое и неуправляемое, то не стоит питать никаких иллюзий: оно будет именно большим и именно неуправляемым.

Не надеясь только на течение Дона, мы придумали как управлять плотом при сплаве по реке. На этапе рисования чертежей, еще до того как делать плот, мы доверили управление плотом моторной лодке. Остальное время она была пришвартована к плоту как шлюпка.
Так вот, посмотреть на наше отплытие собралось человек десять-пятнадцать. Кто-то лежал на берегу, но, в основном, стояли по колено, по пояс в воде, и ждали, как же оно будет-то: потонет иль поплывет... Поплыло, а точнее, пошло, причем с приличным ускорением, и прямо в толпу жаждущих зрелищ. Не дожидаясь трагической развязки, наш капитан вышел на край палубы и вежливо попросил собравшихся разойтись: "Уважаемые, выйдите из воды, пожалуйста, нас немного несет". Хотя больше к моменту подходило что-нибудь типа: "Люди! Бегите! Вам всем сейчас будет нехорошо!"

Люди спаслись, а мы приступили к маневру номер один. Дело в том, что, предвидя нежелание слепого случая направлять наш плот невидимой рукой прямо к Азовскому морю, мы запаслись моторной лодкой. Именно моторная лодка, по задумке, должна была стать движущей силой плота на бочках в ситуациях когда... Ну, в общем, в разных ситуациях во время сплава. Казалось бы, что может быть проще: берешь веревку, один конец привязываешь к лодке, к плоту — другой, завел движок, газ — и дело в шляпе. Не тут-то было. То есть привязать-то мы привязали, и движок нормально завелся, а вот газу так просто не дашь. Хоть у нас и не целиком деревянный плот, а плот из бочек, но весит он больше четырех тонн. Лодка с Меркурием "пятнашкой", баком и мной весит три центнера, от силы. Газ повернул — лодку развернуло, а прочего эффекта — ноль.

Проблема крылась, естественно, в том, что на лодке с подвесным мотором не получается закрепить буксировочный конец ровно по центру. Потому что ровно по центру висит мотор. Пришлось порядком повозиться, чтобы нащупать способ перевернуть мир, не имея точки опоры. Лодку нужно ставить бортом к буксируемому плоту, конец крепить с противоположной стороны от мотора, пусть слева, для определенности, потом очень плавно увеличивать обороты. Нос лодки будет приводиться влево, а плот в это время будет медленно, очень медленно, набирать скорость. В тот момент, когда лодка уже готова развернуться (кстати: чем сильнее румпель отведен влево, тем позже настанет этот момент), нужно чем-то компенсировать вращение. Например, это можно сделать, если табанить веслом. В общем, после серии экспериментов, нам удалось добиться того, что плот с ненулевой скоростью активно двигался в желаемом направлении.

моторная лодка тащит плот по Дону

Лодка, правда, при этом идет не носом вперед, а бортом, но в этом даже есть элемент какой-то солидности, можно гордо держаться за румпель и делать вид, что мы тут не плюшками балуемся.

Наш сплав на плоту продолжался. Дальше были "донки", то есть донные удочки. Точнее, дальше были крики с берега о том, что тут, мол, полно донок. Мне даже показалось, что прозвучал ряд вполне конкретных недвусмысленных угроз. Но ради донок тратить силы как-то не хотелось. Может, что-то порвалось, точнее, что-то наверняка порвалось, но крики с берега скоро стихли. Видимо, хозяин донок решил, что бег вдоль берега, взмахи руками и выкрикивание угроз ни к чему не приведут. И не ошибся.

К этому моменту мы уже были заняты гаданиями: с какой стороны от торчащей на якоре посередине реки лодки мы пройдем плотом. Казалось бы, варианта всего два: слева или справа. Но нам, конечно, повезло, монета упала на ребро, как говорится. Надо отдать должное рыбаку, который молча и с презрением, исподлобья так, следил за тем, как мы неотвратимо надвигаемся со всеми своими дружественными намерениями. В тот момент, а оставалось метров пятнадцать, когда его руки стали подниматься, чтобы изобразить жест отчаяния, до нас наконец дошло, что надо хоть попытаться что-нибудь сделать с плотом. Я прыгнул в лодку и попытался оттащить плот в сторону. Задумка заключалась в том, чтобы чуть-чуть изменить направление плота, и лодку пропустить по борту. Отвратительная задумка, как оказалось. Дело в том, что как бы вы не разворачивали плот, идти он все равно будет по течению. Так как времени уже не было, а корма того гляди норовила снести лодку, я просто прибавил газу, от безысходности. Лодку развернуло еще больше, и плот развернуло тоже. Притом, плот остановился, став набирать скорость против течения, и вся массивная конструкция плота грациозно прошла кормой в метре от лодки с рыбаком. Так был изобретен наш аварийный маневр, которым мы в дальнейшем пользовались достаточно часто.

игра в боулинг с рыбаками на Дону

Надо сказать, донские рыбаки не совсем представляли тот возможный ужас, который несло им наше несамоходное плавучее сооружение. Когда видишь перед носом плота такую картину, невольно напрашивается аналогия с игрой в боулинг. Стоишь, смотришь вдаль и думаешь: только бы не страйк...

В общем, для одного дня активного отдыха стресса было достаточно. Мы решили завернуть за поворот и пристать на каком-нибудь пляжике, закончив сплав на сегодня. Мимоходом стало очевидно, что размеры нашей посудины не позволяют нам проходить повороты, оставаясь в фарватере. Нас носило от берега к берегу, как будто мы зачем-то постоянно переправлялись через реку на плоту.

управляли плотом, отталкиваясь шестами

Мы попробовали управлять шестами, но это оказалось достаточно утомительно. А вот пристать к берегу оказалось несложно, нужно просто спрыгнуть на берег и привязать чалку к дереву. Вечером этого дня, после шампанского и водных процедур, когда уже стемнело, мне взбрело в голову побросать спиннинг. Как ни странно, почти сразу мне попался маленький, сантиметров в сорок сомик.

К сожалению, это была моя единственная рыба за почти все время сплава на плоту. С рыбалкой вообще все оказалось очень странно. Я кидал блесны каждый день, казалось бы, в привлекательных местах, но эффекта было ноль. На крючок часто попадалась мелкая рыбешка, несколько раз мы вытаскивали чехонь приличных размеров. Хищника не было вообще. Встречные рыбаки рассказали нам о том, что из-за аномальной жары рыба берет плохо, особенно на спиннинг. Один даже сообщил, что за месяц троллинга не вытащил ничего. В итоге рыбалка была отодвинута на второе место, и мы стали уделять больше внимания водным процедурам, коих оказалось превеликое множество.

Много фото плота и наших развлечений на нем есть в главе про отдых.
Во-первых, можно прыгнуть в воду со второй палубы. Хоть высота и не большая, но очень страшно воткнуться ногами в дно. Во-вторых, можно дрейфовать по течению, держась за плот между рядами бочек. Тут даже и не ясно как описать собственные ощущения. Можно изображать бурлаков, сталкивая плот с отмели. А есть и более экстремальные развлечения. Как оказалось, из шести кусков вагонки и двух брусочков можно сделать вейкборд. Вейкборд — это не плот, чертежи тут не понадобились. С волны, конечно, на такой доске не спрыгнуть, но кайфа все равно предостаточно.

из вагонки можно сделать вейкборд

Тем временем, река постоянно подбрасывала различные сюрпризы. Удивительно, но в некоторых местах течение Дона направлено в обратную сторону, то есть к истоку. Мы попали в такое место после глубокой ямы на повороте реки. Кроме того, у нашего плота оказалась немаленькая парусность, поэтому двигаться против ветра можно было только в том случае, если сила течения оказывалась больше. Ну, а если встречный ветер таков, что поднимает волны, то тут вообще "суши весла".

На ночь мы всегда приставали к берегу. На Дону очень темные ночи. Зато, если отчалить от берега когда только начинает светать, можно насладиться совершенно бесшумным сплавом по еще спящему Дону. В эти часы плот по реке почему-то идет ровно и быстро, и даже не врезается в берега. Именно таким был последний день нашего путешествия на плоту, когда я решил напоследок еще разок помакать блесны в воду. Плот шел вдоль левого берега, мимо небольшой заводи с камышами, я сделал заброс к ближнему ее краю — и сразу почувствовал удар, как будто взял жереха на всплеск. После вытягивания нескольких метров лески напряжение вдруг пропало: видимо, рыба сошла. Но нет, просто сом пошел на меня, и одновременно с этим стал уходить на глубину. Видимо, он залег на дно и притворился корягой, оторвать его оттуда было непросто. Ну а дальше вы знаете...

Как сделать плот | Сплав на плоту по Дону | Будни на самодельном плоту | Отдых на плоту своими руками


Рассказать своим читателям
Михаил Пересыпкин.

Написано 3 ноября 2010 года,
обновлено 23 февраля 2011 года.

Сплав на плоту

ingie » 11 авг 2011, 00:19

В моем рассказе о сплаве на плоту изложено не все. За бортом остались какие-то подробности, которые, кому-то будут очень интересны или полезны. Я с удовольствием отвечу на любые вопросы:
  • наш маршрут и река Дон;
  • регистрация плота, ГИМС, судоходство;
  • рыбалка вообще и с плота в частности;
  • польза от моторной лодки.
В соседних ветках идет обсуждение других материалов про наши приключения с плотом: постройка, быт, отдых. А если не ясно к какой теме относится ваш вопрос, то задавайте его в общих вопросах проекта "Плот".
ingie
 
Сообщения: 23
Зарегистрирован: 08 авг 2011, 12:09
Имя: Михаил Пересыпкин

Ответов: 108, показаны 4 последних. Посмотреть обсуждение на форуме: Сплав на плоту.

Сплав на плоту

Михаил » 22 мар 2016, 17:19

Просто песня! Завидую по-хорошему! Вопрос к капитану - как расходились с прочими судами? Давно агитирую своих друзей на нечто подобное, но всё Карелия, да Кольский. Много лет назад ходили с финами на драккаре от Ростова-на-Дону до Волгограда, жарко у Вас!
Михаил
 

Сплав на плоту

chu » 22 мар 2016, 21:52

Расходились приблизительно так, как и написано в рассказе ;) Если навстречу идет что-то самоходное, то само сможет нас обойти ;) А если, например, по нашему курсу лодка на якоре стоит, то запускаем моторку и с помощью нее оттаскиваем плот в сторону.
chu
 
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 29 июл 2011, 17:23
Имя: Дмитрий Чуверин

Сплав на плоту

Радион » 17 июн 2016, 00:25

А как быть с регистрацией ГИМС?
Радион
 

Сплав на плоту

Радион » 17 июн 2016, 00:52

Сорри. Прочел. Вник. Отвечать нет нужды.))
Радион
 

Быстрый ответ

Имя:
Тема:
   
cron


© activity.ru, 2010–2012 (forum code by phpBB)