активити активити — это что?
форум активити

для писем: mailbox@activity.ru


Мое легкоходство

Кому-то рассказ покажется забавным, кто-то найдет в нем свежие идеи, а кто-то и без меня все уже знает. Тем не менее, я лишь недавно впервые услышал о легкоходстве, стремительно набирающем своих сторонников направлении в туризме и активном отдыхе. Итак, по порядку.

Кто такие легкоходы

Люди, которым нравится активный образ жизни, достаточно давно озаботились задачей уменьшения веса снаряжения. В той или иной степени вопрос веса снаряжения стоит перед туристами, путешественниками, велосипедистами, охотниками. Перед каждым, кто расходует свои силы на переноску необходимого ему в пути снаряжения. При этом, основная цель — это вовсе не носить тяжести, а получать удовольствие от своего хобби или активного отдыха. Сейчас таких людей принято называть легкоходами. А начиналось все так...

На протяжении многих лет существовали способы снизить вес носимого снаряжения. Можно вспомнить, например, армейскую плащ-палатку. Плащ-палатка, как сейчас бы сказали, весьма легкоходное снаряжение. Не промокает, не боится искр от костра. Это и одежда от дождя, и укрытие от непогоды на ночь. Несколько плащ-палаток можно объединить, и натянуть общее укрытие на несколько человек.

Днем плащ-палатка может стать подстилкой или скатертью, а в случае беды из нее можно сделать носилки. Вес же универсальной советской плащ-палатки — около полутора килограмм, что очень неплохо для своего века. Кстати, сейчас подобное легкоходное решение называется "пончо-тент" или "тарп-тент", а вес этого снаряжения начинается с 200 грамм.

На самом деле, если военный пользуется тем, что есть, то путешественник может выбирать, что одеть и что положить к себе в рюкзак. Легкоход, при подборе снаряжения, конечно же, сначала думает о целях своего путешествия. Во вторую очередь — о приемлемом для себя уровне комфорта и безопасности. И уже затем ищет баланс между весом снаряжения и его ценой. Этим, кстати, легкоходство отличается от методик выживания, когда можно довольствоваться лишь тем, что по факту оказалось с тобой в экстренной ситуации. И тут уж не до комфорта или цены.

Первыми легкоходами стали, конечно же, пешие туристы. Ведь от веса рюкзака напрямую зависит, насколько человек устанет и насколько будет протяженным его дневной маршрут. Образцом и источником вдохновения для будущих легкоходов стала Эмма Гейтвуд или просто "бабуся". В 1955 году (ей тогда было 68 лет) Эмма прошла "Аппалачскую тропу" — известный пеший маршрут в США.

фотографии Эммы Гейтвуд
Эмма Гейтвуд на страницах фотоальбома ее дочери.
Фотография альбома: Bette Lou Higgins, 2011.

Путь занял 146 дней и составил 3.5 тысячи километров! Она прошла его налегке: сумка Эммы (даже не рюкзак) весила от 6 до 9 килограмм. Через 2 года она прошла этот маршрут снова, а затем — еще раз, в 1964 году, когда ей было 77 лет!

У нее не было какого-либо специального туристического снаряжения. Ни палатки, ни спальника, ни прочего. Обычная, но удобная одежда, легкие кеды, легкая накидка от дождя, подстилка, кружка, всякие нужные мелочи. За время только одного своего путешествия Эмма сносила 5 пар обуви. Неудивительно, что мемориалы, посвященные "Бабусе Гейтвуд", часто выставляют именно эту часть ее снаряжения — любимые кеды Эммы.

кеды Эммы Гейтвуд
Сношенные кеды Эммы Гейтвуд есть во многих тематических музеях США.
Фотография: grandmagatewood.wordpress.com, 2011.

Но годом рождения легкоходства, как направления в туризме, принято считать 1992 год. Именно тогда вышла в свет книга "Справочник туриста", написанная Рэем Жардином. В своей книге он рассказал о методиках снижения веса снаряжения, чем заложил основы легкоходства. На собственном опыте Рэй доказал, что даже при путешествиях на дальние расстояния, можно иметь рюкзак весом всего в несколько килограмм. И уже значительно позднее в русском языке утвердились расхожие слова и фразы: "легкоход", "легкоходство", "легкоходное снаряжение".

Изначально это течение развивали лишь немногие энтузиасты (некоторые из них доходили до крайностей в стремлении разгрузить себя). Постепенно легкоходство вышло за пределы пешего туризма и затронуло обычных сторонников активного образа жизни. Легкое снаряжение актуально для многих: ведь рюкзак присутствует почти во всех видах туризма, а эффективная одежда вообще должна использоваться повсеместно, и не только при активном отдыхе.

Легкоходное снаряжение

Последние десятилетия подарили нам множество новых материалов и технологий, которые можно применять в туризме. Получая за счет этого улучшенные характеристики снаряжения. Современные ткани, утеплители, новые способы производства позволяют, в том числе, выпускать значительно более легкое снаряжение, чем это было еще недавно. Но есть и препятствия на этом пути.

Плащ-палатка (или пончо-тент) — это универсальное снаряжение, за счет чего, собственно, и выигрывается вес. Универсальное для потребителя, то есть туриста. Но предпочтения у туристов разные, а делать серию пончо-тентов всевозможных видов, форм, размеров оказывается не слишком выгодно. Выгодно шить серийно одну универсальную модель. То есть, универсальную для производителя.

Куда эта "универсальность" может зайти, можно посмотреть на примере рюкзаков. Сейчас большинство серийных туристических рюкзаков имеют систему регулировки спины, или универсальную подвесную систему. То есть, практически любой выбранный рюкзак можно подстроить под свой рост и свое телосложение. Маркетологи преподносят это как очевидный плюс, подталкивая к покупке. Но если задуматься? Рюкзак настраивается под своего владельца, как правило, только один раз в своей рюкзачной жизни. Сразу же после покупки или при первом использовании. Все остальное время универсальная подвесная система не выполняет никаких функций, а лишь добавляет к весу рюкзака собственный вес. Пусть вес ее невелик, скажем, сотня грамм, но эти 100 грамм вы переносите каждый час, каждую минуту вашего путешествия, все время. Зачем же нести на себе бесполезный вес? Об этом и говорит легкоходство.

Конечно, найти подходящий именно для себя рюкзак будет сложнее, чем купить первый попавшийся "универсальный". Но ассортимент богат: вдобавок к массовым брендам, свои изделия шьют небольшие фирмы, специализирующиеся на легком снаряжении. А некоторые легкоходы любят делать снаряжение самостоятельно. Кто-то шьет самодельное снаряжение для себя, кто-то изготавливает легкоходное снаряжение на заказ.

легкая самодельная печка
Легкая самодельная дровяная печка с принудительной подачей воздуха.
Иллюстрация: kvntrek.ucoz.ru, 2009.

Но настоящий прорыв в весе снаряжения обеспечили новые ткани. На собственном опыте могу рассказать, например, про велоодежду. Когда я только начинал кататься на велосипеде, я использовал для этого обычную одежду: хлопчатобумажные футболки, тренировочные штаны, а иногда даже (о, ужас!) джинсы. В один из своих походов в веломагазин решил разориться на специальные велофутболку и велоштаны. Стоят они действительно недешево, но, поверьте, цену свою полностью оправдывают! Суммарный вес велокостюма — как у одной х/б футболки, и его материал отводит влагу намного лучше хлопка. Если раньше я приезжал с покатушек мокрым (а кроме дискомфорта это добавляло лишнего веса), то сейчас приезжаю в сухой, ну может чуть влажной, одежде.

Как я уже сказал, порою важна не универсальность снаряжения, а, наоборот, его "специализированность". Вот еще один пример из моего опыта: специальный велорюкзак. Кататься с обычным городским рюкзаком — одно наказание. Спина не вентилируется, жарко. Рюкзак норовит сползти, и в нем не предусмотрено место для гидратора. А весит обычный рюкзак — немало, даже в пустом виде. Хорошие велорюкзаки же имеют вентилируемую спину, удобную систему крепления, доступную даже при езде систему регулировки. При этом вес велорюкзака стремится к 500 граммам, и это с металлическим каркасом!

Легкоходство — в массы!

Заинтересовавшись идеей легкоходства, я решил посмотреть, какие ресурсы существуют в интернете на эту тему. Потратив время, я понял, что российских ресурсов по легкоходству не так уж и много. Есть персональные сайты и блоги энтузиастов этого направления, есть разрозненные темы про легкоходство на различных форумах (посвященных туризму, выживанию и т.д.). Есть странички мастеров, предлагающих свои изделия для легкоходов. Всюду идет какое-то обсуждение, люди обмениваются мнениями и опытом.

Хорошую идею приятно поддерживать и развивать. И мы, два энтузиаста, решили сделать сайт: форум, целиком и полностью посвященный легкоходству. Как для обсуждения развития идеи легкоходства, так и для обсуждения видов снаряжения, а также самого снаряжения. Важно объединить как профессионалов в этом вопросе, так и новичков, которые ищут рюкзак полегче или легкую куртку потеплее. Ведь именно "новички" задают порой непростые вопросы, заставляющие профессионалов задуматься над новыми решениями, которых вчера еще не существовало.

Над выбором доменного имени долго думать не пришлось — адрес legkohod.ru оказался, что удивительно, свободен. С технической точки зрения особых сложностей тоже не возникло. Домен, хостинг, движок форума. С движком форума определились сразу — "phpBB". Он очень популярный, бесплатный, и я уже несколько раз сталкивался с администрированием форумов, сделанных на нем. Несколько потраченных вечеров, и форум заработал!

Атмосфера форума, с нашей точки зрения, должна быть абсолютно дружелюбная, где-то даже семейная. Человек, пришедший на форум, всегда получит развернутый, грамотный и актуальный ответ на интересующие его вопросы. Структура форума также продумывалась с тем расчетом, чтобы максимально упростить поиск и размещение информации на нем.

скриншот сайта "Легкоход"
Скриншот сайта "Легкоход".

Политика модерации направлена на поддержание именно такой атмосферы: она мягкая и лояльная. С другой стороны, достаточно жесткая по отношению к проявлениям хамства, неуважения к собеседнику и другим злонамеренным действиям. И такая политика приносит свои плоды.

Уже сейчас на форуме есть активные постояльцы, которые отвечают на вопросы заинтересовавшихся гостей. Народ на сайте собрался дружелюбный, всегда готовый помочь новичкам, ответить на любые их вопросы без пафоса профессионалов. Также постоянно идет обмен опытом, разные люди предлагают свои решения. Как правило, это простые решения, их может воплотить в жизнь любой человек, вне зависимости от того, насколько он подготовлен.

Таким образом, в непринужденном и приятном общении, мы вместе достигаем более масштабной цели. Медленно, но верно наш форум становится хранилищем знаний сотен и тысяч людей, хранилищем интересной и актуальной информации по легкоходству. Внесите же и вы свой вклад — добро пожаловать на форум "Легкоход"!


Рассказать своим читателям
Валентин Брысин.

Написано 25 сентября 2011 года,
обновлено 31 октября 2011 года.

Про легкоходство

valek » 30 окт 2011, 23:31

Буду рад получить отзывы на мой рассказ про легкоходство, а также ответить на вопросы.

Расскажу подробнее про легкоходство и поделюсь своим скромным опытом в изучении этой идеи. Основные принципы, преимущества и недостатки, безопасность туриста, комфорт в походе, отношение к природе и к себе, снаряжение легкохода, питание и т.д.
valek
 
Сообщения: 2
Зарегистрирован: 30 окт 2011, 14:05
Имя: Валентин Брысин

Ответов: 21, показаны 4 последних. Посмотреть обсуждение на форуме: Про легкоходство.

Про легкоходство

валерий сергеевич » 15 апр 2013, 00:02

пришла в голову мысль для уменьшения усталости ног при длительных нагрузках/бег ходьба/ использовать компрессионные гольфы/гетры/ .есть ли у кого-нибудь опыт применения.
валерий сергеевич
 

Про легкоходство

Гость валерий » 05 май 2013, 15:30

нашёл в магазине медицинских товаров компресионные спортивные носки-гольфы ,но цена 45 евро. жаба задушила. покупают, наверно ,только те, кому без них обойтись нельзя .
Гость валерий
 

Про легкоходство

chu » 05 май 2013, 22:59

Валерий, мне кажется, лучше такие вопросы обсуждать на самом Легкоходе. Там аудитория значительно больше, а здесь - только вводная статья о легкоходстве.
chu
 
Сообщения: 306
Зарегистрирован: 29 июл 2011, 17:23
Имя: Дмитрий Чуверин

Про легкоходство

валерий сергеевич » 06 май 2013, 23:15

спасибо, понял.
валерий сергеевич
 

Быстрый ответ

Имя:
Тема:
   
cron


© activity.ru, 2010–2012 (forum code by phpBB)