активити эй, активити?
форум активити

для писем: mailbox@activity.ru


плотПлот / Как построить плот

Когда сама идея улеглась в голове, и схлынула первая волна эйфории, стало понятно, что предстоит много работы, прежде чем плот благополучно отчалит в свое первое плавание. Профессиональных конструкторов плотов или даже плотников среди нас не было. Строительством плотов или лодок мы ранее толком не занимались. Но любителям с широким кругозором по плечу многое. Главное — иметь желание. Кроме того, как известно, Ноев ковчег тоже строили любители, а Титаник — дело рук профессионалов. И мы взялись за дело.

О том как сделать плот мы могли говорить часами. Был миллион идей, которые, разумеется, противоречили друг другу. Предстояло выбрать то единственное решение, которое нам больше всего подходило.

От полностью деревянного плота сразу отказались. Плот из бревен — обычное дело для северных рек. Но на югах не так много сухого подходящего леса, чтобы нормально сделать большой деревянный плот. Учитывая опыт других строителей самодельных плотов, мы думали над такими вариантами:

Еще в продаже есть специальные "понтоны", то есть составные пластиковые емкости для понтонных конструкций. Из таких понтонов-кубиков легко собрать пластиковый плот, но такие понтоны неоправданно дорого стоят.

Забегая вперед, можно сказать, что бочки нас не подвели. За все время сплава на плоту с ними не случилось ничего плохого. Бочки держали свою форму, хотя плот, бывало, цеплял дно реки или бился бочками об берег.

Подумали-поспорили, и решили делать плот на бочках. Были выбраны пустые пластиковые "евробочки" по 227 литров. Они герметичные, с двумя отверстиями с завинчивающимися пробками. В меру жесткие, чтобы держать форму под нагрузкой, и в меру пластичные, чтобы не дырявиться при наскоке плота на камень или корягу.

Нижняя палуба была поднята над водой на полметра, чтобы волны нас не захлестывали, а мирно разбивались о бочки под палубой плота, не создавая дискомфорта. Вообще, при проектировании и рисовании чертежей плота, слова "комфорт" и "надежность" звучали часто. Ведь мы хотели именно жить на плоту, а не выживать, и среди нас был маленький ребенок.

Должно было случиться невероятное, чтобы плот "кильнулся" или пошел ко дну. Запас остойчивости был таким, что, даже столпившись все вместе на одном краю, собрав все пожитки рядом и добавив к ним еще тонну чего-нибудь, плот не смог бы самопроизвольно перевернуться. Даже при сильном ветре и волнах. Запас плавучести также предполагал спокойное продолжение сплава по Дону при ужасном стечении обстоятельств. Бочки могли прохудиться и наполниться водой, отвязаться и выпрыгнуть из-под плота, бочки могли просто сплющиться. Разумеется, несколько штук одновременно и, как назло, по одному борту. Конечно, сейчас легко бравировать, но факты таковы: оверкиля не случилось, ко дну не пошли.


Как сделали маленький плот

Только-только определились с конструкцией и материалами, как внезапно была выпущена первая бета-версия. О шести бочках, однопалубная плавучая пристань. Отличие такой пристани от плота лишь в том, что плот делают для сплава по рекам, а пристань — должна стоять на месте. Кстати, это не помешало нам на ней немного поплавать...

Основные характеристики пристани:

Прототип будущего "большого" плота был сделан по случаю: один из участников пожелал проспонсировать строительство понтонного причала-плота на реке у своего загородного участка.

А еще...
Создателем стать легко. Начните с малого — сделайте своими руками скворечник для птиц.

Построили бодренько, не без помощи дипломированного архитектора и ее мужа — специалиста широкого профиля. Начали в полдень, а к вечеру того же дня уже заколачивали последнюю доску настила палубы. И получили удовольствие уже от того, что расчеты оказались верными: понтон вел себя так, как и планировалось. А на следующий день мы взяли весла от лодки, и попробовали плыть на плоту по реке. Течения в этом месте почти нет, мы лишь переправились через реку на плоту и вернулись обратно, по пути немного попрыгав с него в воду — все понравилось! Построили плот своими руками — можно и повеселиться, ведь все получилось так, как и было задумано!

Это обстоятельство полностью развязало нам руки, и мы продолжили творить. Но пока только мысленно.

Как сделали большой плот

Для большого плота потребовалось уже 22 бочки. Крепить бочки к плоту собирались в два ряда, по 11 штук в каждом. Чтобы получилось что-то вроде катамарана с двумя лыжами, что хорошо и по управляемости, и по распределению веса. Кстати, как показал опыт, такую конструкцию легко снимать с мели, а для среднего течения Дона это важно.

Каждая бочка находилась в своем отсеке, ограниченном двумя брусьями и двумя перекладинами. Сверху на бочки давила масса плота, снизу подпирала вода. Кроме того, бочки были притянуты стропами к брусьям рамы.

Основа конструкции плота из бочек — рама из брусьев и досок, на которой настелена нижняя палуба. Верхняя палуба (а-ля Sun Deck) также опирается на раму своими стойками.

Конструкция во многом удерживается собственным весом. Отдельные элементы соединяются между собой через пазы.

Или "пазики", как мы их теперь ласково называем. Дело в том, что при строительстве плота, когда была выпилена, вырезана, выдолблена уже целая сотня пазиков, а они все не кончались, запас ругательных слов в адрес пазиков — иссяк. И с этого момента мы их начали нежно любить.

На чертежах плот выглядит так:

чертежи плота

На нашем самодельном плоту была кухня. На камбузе творились шедевры кулинарии. Ну или просто готовилась еда.

Одна бочка убрана — так детали плота на чертеже смотрятся нагляднее.

Также в изготовлении плота широко используются гвозди, в заколачивании которых мы тоже порядком поупражнялись. Гвозди вообще незаменимы во многих начинаниях. Они исполняли роль крючочков на кухне плота в путешествии, теми же гвоздями были прибиты к палубе палатки.

Хорошо, что удалось построить плот без применения шурупов или саморезов. Своими руками закручивать сотни шурупов очень долго, а брать с собой шуруповерт или дрель — лишние хлопоты с электричеством. К тому же, гвозди просто дешевле.

Как управлять плотом при сплаве

Мы долго не могли определиться, как плот будет приводиться в движение, и как он будет управляться. Варианты, когда бы рядом постоянно шумел какой-либо движитель, не устраивали. Классический вариант с гребнями как-то не пошел (хотя другой традиционный вариант управления плотом — шесты — мы использовали). В результате сошлись на том, что будем просто плыть на плоту по течению, как плывется. А по необходимости — тянуть плот моторной лодкой. При этом мы не были уверены, что легкая лодка сможет буксировать многотонный плот, который по габаритам сравним с двух- или трехкомнатной квартирой.

Жаль, но многие красивые и почти нереальные варианты движителя были оставлены за бортом. Один из таких вариантов — гигантский "рыбий хвост". В миниатюре это выглядит так:

Но что мы все про теорию! Наконец настал день, когда мы выехали на место строительства плота, то есть, стапеля. Началась практика. Прибывали стройматериалы, их кучки росли и росли. Мы их начали "перерабатывать", и кучки стали хоть и медленно, но уменьшаться.

стройматериалы для создания плота

Работы было много. Первые дни мы жили на берегу. Размечали, пилили брус и доски, делали пазики, герметизировали пробки у бочек. Одномоментного спуска плота на воду, как с понтоном, не предполагалось. Уж больно массивная была конструкция, несколько тонн — плот своими руками не поднять. Части будущего плота на руках относили в воду, где продолжался монтаж огромной конструкции. В воде работалось даже легче: помните, каким жарким было это лето?

сборка плота на воде

На третий день изготовления плота наконец-то стал появляться настил нижней палубы. И наша активная жизнь стала постепенно перемещаться с берега на плот. Уже хотелось на нем ночевать, пить чай, ловить рыбу и просто сидеть, болтая ногами в воде.

В голове отложился случай. Мы строили плот не в глухом месте, а недалеко от села. Разумеется, местные жители очень интересовались, что это за плот мы тут делаем. У нас даже были постоянные зрители, которые чуть ли не каждый день отслеживали ход работ и вносили конструктивные предложения в проект плота. А также вокруг постоянно крутились местные мальчишки, которые не задавали вопросов, а просто радовались и, наверное, в чем-то нам завидовали. Однажды, когда у нас уже была настелена часть палубы, один из пареньков вдруг спросил: "А можно с вашего плота прыгнуть?"

Вот, наверное, именно в этот момент мне стало ясно, что затея с плотом — это не зря. Уже не один, а несколько мальчишек прыгали в воду с плота, активно эксплуатируя наше творение. Какой же это был кайф — просто видеть их горящие глаза!

Еще через пару дней работы над водой выросла вторая палуба и лестница, ведущая на нее.

вторая палуба плота и лестница на нее

Стало ясно, что путешествие на плоту — не за горами. На следующий день закончили стелить нижнюю палубу, построили часть перегородок и приготовились назавтра отчаливать. Палатки начали переползать с берега на плот уже вечером.

Наутро, настелив вторую палубу, мы стали грузиться. На плот переехали все вещи, палатки, а также инструменты и оставшиеся стройматериалы. Долго собирали накопившийся строительный мусор, собираясь использовать его на дрова для самовара и мангала. Берег опустел, мы оттолкнулись, и Дон неспешно понес нас на юг...

Дни сплава на плоту

Теперь нашим основным занятием стало, как кто-то точно подметил, "пить красоту донскую". Чинно плыть на плоту по реке. Наслаждаться спокойствием реки, глазеть на медленно меняющиеся донские пейзажи, улыбаться в ответ на гудки проходящих мимо катеров и судов покрупнее. Спуск на плотах по Дону — не редкость, нам также встречались самодельные плоты, тихо плывущие по реке. Иногда очень важно никуда не спешить. Купаться, рыбачить, загорать, беседовать о самом важном и ни о чем...

"Чего бы еще хорошего сделать на плоту своими руками?" Наверное, с такой мыслью один из участников сколотил деревянный вейкборд.

Но работа на этом не закончилась. Просто дальнейшее обустройство плота происходило уже "на ходу". Это как ремонт в квартире — закончить невозможно. Теперь темп стал совсем другим. Мы уже никуда не спешили, а работали в свое удовольствие, в свободное от отдыха время. Так при сплаве на плоту появились еще несколько перегородок, чтобы зрительно разделять пространство, и как защита от ветра. Была оборудована кухня (то есть, камбуз), сбит почти-не-шатающийся стол для кают-компании. Повешен гамак, защищенный от солнца и "с видом". Была создана лестница-полуавтомат, чтобы залезать на плот из воды после купания. На второй палубе были натянуты леера, а также водружен флаг...

Хватит обустраивать, пора посмотреть на результаты труда!

построенный плот на Дону

На этом рассказ о строительстве можно бы и закончить (на фото плота мы еще полюбуемся в других главах). Но кому-то будут интересны сухие цифры проекта. Итак, характеристики плота с рабочим названием "Четыресполовинойтонны".

* * *

И напоследок. Чтобы сделать большой плот потребовалось сделать не так уж и много:

Как сделать плот | Сплав на плоту по Дону | Будни на самодельном плоту | Отдых на плоту своими руками


Рассказать своим читателям
Дмитрий Чуверин.

Написано 25 октября 2010 года,
обновлено 20 июля 2011 года.

Постройка плота

chu » 07 авг 2011, 18:57

Готов ответить на вопросы по рассказу о постройке плота:
  • расчет полезной нагрузки и плавучести плота;
  • конструкция плота, материалы;
  • теория и практика строительства плота;
  • закупка стройматериалов, доставка.
Обсуждение других материалов про наши приключения с плотом - в своих ветках: сплав, быт, отдых. Если есть вопрос, и непонятно к какой теме он относится, задавайте его в ветке общих вопросов о проекте "Плот".
chu
 
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 29 июл 2011, 17:23
Имя: Дмитрий Чуверин

Ответов: 210, показаны 4 последних. Посмотреть обсуждение на форуме: Постройка плота.

Re: Постройка плота

Sam » 02 дек 2014, 15:36

е. Либо я что-то не понимаю, либо не могу что-то объяснить:)
10 продольных лагов ребром 100х50мм, 4 продольных ряда бочек. Доски 25мм поперечно лежат на продольных лагах с шагом 420 и 920мм. Где именно может возникнуть изгиб?
з. Начал диалог с командой)) вода камень точит - думаю к весне определимся, что все же Дон:)
Sam
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 ноя 2014, 16:09
Имя: Sam

Re: Постройка плота

Sam » 02 дек 2014, 21:47

Возник, еще один вопросик. Возможно уже поднимался этот вопрос, но я был уверен, что пойдем по Оке, поэтому возможно пропустил мимо ушей. Присмотрел симпатичное место для старта (см фото) близ Замятино, Липецкая обл. Место вроде ничего, по крайней мере по фото, но основная прелесть его в том, что вниз по течению, всего в 108 км находится Воронеж. Сам же Воронеж примечателен тем, что там есть люди, которые помогут на месте с орг вопросами. Ну и сам вопрос, реально ли с воскресения по пятницу (световые дни) пройти 108 км по Дону в этих краях? Какая у Вас получилась средняя скорость движения? Опять же нужно учесть, что иногда не получится трогаться с рассветом, ибо надо будет заскочить на местный рынок и прикупить свежих продуктов. Но нацеленность на ранний старт и движение до 22 часов каждый день. Думаю выйдем на средний показатель 13-14 часов сплава в день
Вложения
Снимок экрана 2014-12-02 в 12.34.07.png
Sam
 
Сообщения: 14
Зарегистрирован: 30 ноя 2014, 16:09
Имя: Sam

прогиб

chu » 04 дек 2014, 01:02

Sam писал(а):е. Либо я что-то не понимаю, либо не могу что-то объяснить:)
10 продольных лагов ребром 100х50мм, 4 продольных ряда бочек. Доски 25мм поперечно лежат на продольных лагах с шагом 420 и 920мм. Где именно может возникнуть изгиб?

Пардон, повторюсь:
chu писал(а):е. Дело в том, что доска 600х200х25 будет хорошо прогибаться уже под собственным весом, если ее держать плашмя (если держать ребром вверх, то наверное не будет). А 40 таких досок будут прогибаться лишь немногим меньше из-за того, что скреплены друг с другом через лаги. Если я все правильно понял, то ваша конструкция сводится к тому, что между двумя бочками лежит 5-метровая (или около того) доска толщиной 2.5 см. Если встать на доску посередине, то она наверное не сломается, но прогнется значительно.

Смысл лаг вообще - чтобы настил не только не расползался, но и не прогибался. Для этого доски лаг ставят ребром, как правило.

Вот, сейчас иллюстрацию нагуглил:

Изображение

Думаю, в вашем случае эти 14 мм могут легко превратиться в полметра. Но утверждать не берусь, это надо или аккуратно считать, или же попробовать.

з. Начал диалог с командой)) вода камень точит - думаю к весне определимся, что все же Дон:)

Совершенно не настаиваю, просто рассказал в качестве примера как мы место выбирали. И конечно, лестно, что Дон вам все больше нравится. Но лично мне было бы гораздо интереснее посмотреть на ваши фотки со сплава по тем местам, где я еще не был ;)
chu
 
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 29 июл 2011, 17:23
Имя: Дмитрий Чуверин

скорость плота

chu » 04 дек 2014, 01:34

Sam писал(а):реально ли с воскресения по пятницу (световые дни) пройти 108 км по Дону в этих краях? Какая у Вас получилась средняя скорость движения?

Не знаю точно какая у нас получилась средняя скорость движения, да она вам и не сильно поможет. Мы порою помогали себе мотором, так как встречаются противотоки, ветер, волны, плесы, старицы и т.д. На разных участках реки скорость сильно отличается, в разы. А вы вообще говорите про участок, удаленный от "нашего" на несколько сотен километров.

Мне кажется, не стоит гнаться за километрами - не в этом счастье, совершенно точно. Хорошо плывется - и славно. Увидели красивое место - причалили и погуляли там несколько часов или даже переночевали, в удовольствие. Зачем вам ставить себе суровые цели и потом их упорно добиваться? ;)

Мы тоже думали плыть, плыть и плыть. В один из дней у нас даже как-то так и получилось, прошли километров 25, кажется. И мало что отложилось в памяти из этих 25 километров. Зато я помню ощущения от денька, когда мы отчалили от стоянки, прошли пару поворотов (наверное, это метров 500) и снова причалили потому что вокруг было красиво, мило, и просто захотелось там постоять. Вот и вам того же желаю :)
chu
 
Сообщения: 275
Зарегистрирован: 29 июл 2011, 17:23
Имя: Дмитрий Чуверин

Быстрый ответ

Имя:
Тема:
   
cron


© activity.ru, 2010–2012 (forum code by phpBB)